рус
eng

Апрель

В недолгой, но бурной биографии группы АПРЕЛЬ, которая разворачивалась на питерской сцене в середине 70-х, есть четыре фактора, определившие всю её судьбу: ломоносовский "Манеж", где они добились первых успехов, перфекционизм, из-за которого через группу за каких-то три года прошла чуть ли не половина лучших гитаристов города, знаменитый балет Бориса Эйфмана, привлекавший группу к совместным выступлениям, и первоклассная аппаратура, которую конструировал и собирал один из основателей АПРЕЛЯ Виктор Решетников.

Если быть точным, то у колыбели АПРЕЛЯ, появившегося на свет в апреле (что вполне естественно) 1975, стояли три человека: бас-гитарист Виктор Решетников, известный спец по созданию отечественных аналогов западной аппаратуры, Владимир Киселёв, средней руки барабанщик, но оборотистый предприниматель с чутьём на конъюнктуру и деловой хваткой, и гитарист Григорий Шляхтенко, дебютировавший в группах ФЛАМИНГО-2 и ГЕНЕРАЛ-БАС. Решетников до этого принимал участие в группе АССОРТИ. Киселёв приехал в Питер из Черновицкой области на Украине, работал на подмене в различных ресторанах и кафе (в т.ч. в "Фантазии"), был более известен перекупщикам аппаратуры, нежели музыкантам, и имел чёткую цель: организовать хард-рок группу и пробиться с ней на эстраду.

Как-то раз Шляхтенко, собиравшийся продать свой усилитель производства мастера-самоучки Анатолия Лутонина, познакомился с Киселёвым, который в то время играл в ресторане на пр. Луначарского. Сыграв прямо там же пару популярных западных хитов, они обнаружили сходство взглядов на музыку и решили организовать новую группу.

К маю им удалось собрать первый состав группы: в него вошли Шляхтенко, гитара, Киселёв, барабаны, его хороший знакомый и компаньон Решетников, бас, и его тогдашняя жена Диана Решетникова, которая стала клавишницей. Киселёв предложил назвать группу АПРЕЛЬ. Репетировали они в то время на четвёртом этаже ЖЭКа на Кантемировской улице.

Поскольку АПРЕЛЬ изначально ориентировался на репертуар LED ZEPPELIN, GRAND FUNK RAILROAD и BLACK SABBATH, группе был нужен вокалист с сильным голосом и приличной тесситурой, поэтому вскоре по рекомендации Шляхтенко на прослушивание был приглашён его соученик по институту ЛЭТИ, скрипач и певец Александр Лагутин, до этого игравший в МЕЛЬНИКАХ и ЧТО ДЕЛАТЬ? Он спел цеппелиновский "Heartbreaker" и был принят.

Всё лето АПРЕЛЬ готовил программу, изредка играя на танцах в своём ЖЭКе, а в сентябре распался: планка была выставлена на высоком уровне, однако, её преодоление требовало значительных затрат - именно на финансовой почве Решетников с Киселёвым и поссорились. Шляхтенко тогда же забрали офицером в армию, а Лагутина месяц спустя пригласили петь в МЕЛОМАНАХ композитора Сергея Кальварского.

Решетников работал в клубе Главной Водопроводной станции на Воинова, где репетировали многие группы, в том числе, знаменитая МАНИЯ, основатели которой, гитарист Виктор Соколов и бассист Александр Ивакин, в то время, как раз, решили реорганизовать группу. Киселёв пытался играть с ними, но неудачно; потом он предложил свои услуги МИФАМ, но после одного концерта был уволен; пару недель он продержался в МЕЛОМАНАХ, которые тогда играли в кафе "Сонеты", но не прижился и там. В конце концов, он помирился с Решетниковым, и в феврале 1976 они начали собирать группу с нуля.

Первыми кандидатами в новый АПРЕЛЬ стали гитарист только что распавшейся группы ПОСТ Сергей Калашников и его бывший клавишник Константин Плешак, но из этого ничего не вышло. Потом они отправились в "Сонеты" и послушав, как Лагутин поёт с МЕЛОМАНАМИ блюзы, предложили ему вернуться. Гитару взял в руки известный преподаватель Владимир Кучеров, который в то время вёл свой класс всё на той же Водокачке.

Они нашли базу в ДК "Энергетик" и опять начали готовить программу, но в марте, отрепетировав два номера LED ZEPPELIN, Кучеров охладел к идее и вернулся к преподаванию, а АПРЕЛЬ опять отправился на поиски гитариста. В апреле в ДК им. Газа состоялся официальный Фестиваль Самодеятельности Трудящихся, в котором отметились почти все ведущие группы Питера: МИФЫ, ОРНАМЕНТ, PHANTOMS, ЗЕМЛЯНЕ и т.д.

После фестиваля Киселёв пригласил в АПРЕЛЬ тогдашнего гитариста ЗЕМЛЯН. Сергей Петров со словами: "настоящему гитаристу всегда интереснее играть LED ZEPPELIN, чем DEEP PURPLE", принял предложение, и уже в мае АПРЕЛЬ дебютировал на сцене "Энергетика", исполнив целую обойму цеппелиновских хитов: "Out Of Tyles", "Ocean", "Heartbreaker", "Whole Lotta Love" и т.д. Эффект был потрясающий: публика была в полном восторге, девушки визжали, и музыканты поняли, что они на верном пути.

Однако, уже через месяц администрация Дворца, недовольная царящей в зале атмосферой, уволила группу. В июне АПРЕЛЬ переехал в ДК им. I Мая, где играл перед киносеансами и на редких танцевальных вечерах. Петров ушёл и надолго пропал из виду, а его место занял Валентин Капильченко, блестящий профессионал, который мог играть что угодно и где угодно, но в его исполнении LED ZEPPELIN изрядно отдавал рестораном (где он провёл большую часть своей карьеры), поэтому с ним тоже пришлось расстаться.

В конце июля окончательно распалась МАНИЯ - в наследство АПРЕЛЮ достался её одарённый гитарист Вячеслав Крохин, годом раньше перебравшийся в Питер из Геленджика. АПРЕЛЬ снабдил Славу фирменной гитарой и 16 августа 1976 с неизбежным триумфом выступил на открытой площадке в Ломоносове, собрав своим концертом несколько сотен бурно приветствовавших группу местных и питерских меломанов.

23 августа, получив разрешение в ЛДХС, АПРЕЛЬ начал регулярно играть на сцене ломоносовского "Манежа". Как полагается, в первом отделении зал для звёзд разогревало местное трио РАСКОЛЬНИКИ. Специально для "Манежа" всему АПРЕЛЮ были сшиты белые костюмы. Выступление сопровождал впечатляющий по тогдашним меркам свет. Очень скоро послушать АПРЕЛЬ - и, особенно, великолепную игру Славы Крохина - начали приезжать десятки поклонников из Питера. Это, вне всяких сомнений, был звёздный час группы.

Но как и положено звёздному часу, он был недолог. В ноябре АПРЕЛЬ ушёл из "Манежа" и вместе с РАСКОЛЬНИКАМИ (а также многочисленными поклонниками) переехал в Славянку, где играл до апреля 1977. Параллельно группа начала выступать на сэйшенах, первый из который состоялся в ноябре после лекции Владимира Фейертага в клубе Политехнического института. Крохин после него ушёл в кафе "Сонеты", а новым участником АПРЕЛЯ стал гитарист и певец Валерий Цакадзе, который до этого играл в МАГИСТРАЛИ Юрия Антонова и пел в рок-опере ПОЮЩИХ ГИТАР "Орфей и Эвридика". В феврале, когда они играли на танцах в Текстильном институте, на концерт группы пришёл знаменитый балетмейстер Борис Эйфман, который в то время ставил современный балет на музыку PINK FLOYD и искал музыкантов для её живого исполнения.

В марте Цакадзе сменил Александр Богданов из ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, но почти сразу ушёл (а позднее играл в ЛИРЕ, МАРАФОНЕ, САВОЯРАХ и т.д.), а гитару взял в руки Игорь Романов (экс-РОССИЯНЕ, СОЛНЦЕ). В апреле этот состав дебютировал на сэйшене в "Красном Выборжце" с только что собранной Юрием Ильченко группой ВОСКРЕСЕНИЕ, потом сыграл в Военмехе вместе с ЗЕРКАЛОМ, а в конце того же апреля (что символично) распался.

Лагутин и Романов ушли, а Решетников, Киселёв и вернувшийся к ним Цакадзе устроились в Ленконцерт, и всю весну готовили концертную программу. На этом этапе к ним присоединился певец Валерий Живетьев (экс-ЗЕМЛЯНЕ, МАНИЯ, ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ). В июле они один раз выступили с балетом Эйфмана, но опыт оказался на слишком успешным и продолжения не имел, хотя и произвёл изрядный шум в музыкальных кругах города.

В августе АПРЕЛЬ отправился на гастроли в Петрозаводск, для чего Цакадзе, который был родом из Волгограда, набрал новый состав из своих земляков. По возвращении из поездки и этот АПРЕЛЬ развалился. Решетников переехал в Москву и стал звукорежиссёром в ЦВЕТАХ Стаса Намина, куда чуть позже попал и Валера Живетьев. Киселёв перешёл в ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ, но не играл, а сдавал им в аренду свои барабаны "Ludwig".

В октябре 1977 Киселёв устроился в ДК им. Дзержинского и сделал ещё одну попытку гальванизировать АПРЕЛЬ, в который вошли три участника группы СОЛНЦЕ: Игорь Романов, гитара, Борис Аксёнов, бас, клавишные, вокал, и Олег Гусев, клавишные, синтезатор. Они много репетировали, но практически не выступали и разошлись в апреле (!) 1978.

Между тем, в том же Дворце работал Андрей Большев, администратор ЗЕМЛЯН, которые на время прекратили выступать вместе, решая свои персональные и житейские проблемы. Трезво оценив ситуацию, они с Киселёвым сговорились, и в сентябре организовали поддельных ЗЕМЛЯН, для чего, соблазнив хорошими инструментами и будущими заработками, переманили почти весь ОРНАМЕНТ.

В первой половине 80-х бутлег-ЗЕМЛЯНЕ гремели по стране, воплощая собой образчик этакого примоднённого ВИА. За пятнадцать лет существования в их составе побывало около сорока человек, в т.ч. и бывшие участники АПРЕЛЯ Романов и Аксёнов.

Лагутин после ухода из АПРЕЛЯ организовал безымянную группу, с которой полтора года выступал на танцах в городке Чудово. С ним там играли Леонид Комиссаров (гитара), Борис Миронов и Сергей Михеев (бас), а за барабанами сменились Виктор Гуков, Михаил Погодин (позднее АРЕНА) и т.п. Следующие полтора года они отработали в Тосно, а в 1980 расстались. В начале 1986 Лагутин решил возродить АПРЕЛЬ, в который вошли гитарист Сергей Донов из КАЛЕНДАРЯ, барабанщик Александр Рагазанов, начинавший ещё в РАСКОЛЬНИКАХ, и ряд других музыкантов. В апреле Рагазанов ушёл в НОКАУТ, и его сменил Сергей Завьялов (экс-РОССИЯНЕ, САША-218), но к лету, так и не утряся состав, группа прекратила существование, а Лагутин ушёл в ресторан.

Виктор Решетников по-прежнему живёт в Москве и занимается производством музыкальной аппаратуры. Из многочисленных гитаристов АПРЕЛЯ в музыке до сих пор остаются разве что Игорь Романов (ROMANOFF, НЭП, АЛИСА) и Саша Богданов (CONTRAST BLUES BAND).

Статистика сайта
Исполнителей: …… 4719
Текстов песен: …… 78092
Биографий: ………… 2233
Биографии исполнителей
eng
АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЭЮЯ
Реклама
Популярные тексты песен